Каждый предприниматель должен понимать, что кризис может наступить в любой момент. При этом он не уйдет навсегда, за одним вполне может наступить следующий. Не факт что время между кризисными ситуациями будет продолжительным. Рынок никогда не бывает стабильным, а значит нужно всегда быть готовым к возникновению затруднительных ситуаций.
Основная проблема в том, что многие люди полагают, что после кризиса бизнес сможет легко восстановиться в краткие сроки и будет гораздо легче. Профессиональные аналитики советуют после очередной экономической встряски готовиться к следующей. В полезности данной рекомендации даже не стоит сомневаться.
Если говорить про обычное время, при котором текущие бизнес-процессы компании оцениваются по различным критериям, как например: финансовые, экономические, маркетинговые и многие другие, перечень которых определяется лишь общими целями и направлением развития бизнеса. То в кризисный период нельзя однозначно опираться на данные показатели и структурировать собственную деятельность. Анализ доли рынка, продукта, количества выручки или общая рентабельность в период общего экономического спада может уходить в отрицательные показатели. Это не значит что компания находится в стагнации или не развивается. Данные показатели подходят исключительно для стабильной ситуации или при использовании в сравнении с общими темпами снижения относительно конкурентов. Все познается в сравнении.
Итак, какие основные шаги после выхода компании и экономики в целом из кризиса должны быть выполнены:
— Подготовьте свой бизнес к следующему кризисному периоду. Это касается стратегических целей и планов действия при различных исходах в экономике страны.
— Задумайтесь о создании резервного фонда. Запас финансовых средств позволит компании удержаться на плаву в течение определенного времени, это даст отсрочку на принятие определенных решений.
— Не стоит резко сокращать все объемы производства. Оцените возможный спрос и только потом предпринимайте конкретные действия.
— Заранее предусмотрите возможности для смещения акцентов бизнеса. На какие услуги или товары может переключиться производство. Может быть стоит обратить внимание на приближенные регионы, на которых не удовлетворяется спрос на конкретный продукт или услуги полностью.