Весь мир ждет магического «как раньше», того прекрасного времени, когда пандемия закончится, социальную дистанцию и масочный режим отменят, и все мы вздохнем с облегчением и заживем привычной жизнью с крупными конференциями и форумами, концертами и детьми в школах. Помните анекдот про путешественника во времени, который попадает в 2020 год и узнав, какой это год, говорит: «А-а-а, первый год пятилетнего карантина…» Так вот — не такой уж и смешной это анекдот. По последним официальным данным Всемирной организации здравоохранения, пандемия на закончится раньше середины 2022 года, а учитывая скорость появления новых разновидностей вируса, эту дату можно смело отодвигать еще дальше. Но даже тогда шанс на призрачное «как раньше» — минимален. Пандемия задала абсолютно новые тренды, которые останутся с нами если и не навсегда, то очень надолго.
Первый тренд: офлайн — это новая привилегия. Не секрет, что пандемия значительно ускорила процессы цифровизации и, в частности, грубо подтолкнула систему образования к удаленному формату работы. То, что раньше планировалось только как отдаленная перспектива, стало реальностью за какие-то полгода — полностью дистанционное обучение для подавляющего числа учащихся. Конечно, процесс не идеален, но если учитывать сроки, за которые мы всей страной перешли на уделенное обучение — результаты впечатляющие. А главное, на первый план вышли вопросы экономической целесообразности возраста к офлайн-обучению. Обучать онлайн — дешевле. Кажется, что офлайн станет новой привилегией, а базовое бесплатное образование в том или ином виде так и останется онлайн.
Это же касается и разнообразных образовательных и не очень форумов и конференций. Огромные бизнес-саммиты, форумы производителей чего угодно и крупные конференции ассоциаций, конечно же, останутся — но скорее всего, там, где раньше все было бесплатно, завтра офлайн-часть станет платной, а вот онлайн-участие будет оставаться бесплатным. Офлайн — как новая привилегия вносит свои коррективы в нашу жизнь.
Второй тренд — контроль ради вашей безопасности. Входы и выходы по специальным кодам, ограничение доступа и контроль за перемещениями — вынужденная мера во время пандемии, особенно в ее начальной стадии, когда заражение еще можно попробовать сдержать, не дав распространиться болезни. Однако, взявшись один раз контролировать — очень сложно отказаться от такой власти. Ведь, зная сколько реально было посетителей у того или иного кафе, с легкостью можно узнать, не скрывает ли оно налоги и сколько сотрудников там работает, не оформившись официально. Усиленный контроль ради нашей общей безопасности останется с нами очень надолго.
Третий тренд — «вакцинация всему голова». Тотальная битва за вакцинирование, скорее всего, не остановится на коронавирусе. На самом деле на планете все еще достаточно большое количество опасных болезней, которые легко избежать при правильном и своевременном вакцинированнии. Например, корь, вспышка которой была всего за год до пандемии коронавируса. Есть достаточно большая вероятность, что после успешного применения методов условно принудительной вакцинации вспомнят и про другие вакцины, например, устроить детей в садики без настоящего медотвода станет гораздо сложнее, а может и вовсе взрослым запретят работать без полного паспорта вакцинации.
Четвертый тренд — курьеры и доставка. Огромные моллы и бесконечные супермаркеты будут и дальше терять свою незаменимость на фоне небольших магазинов у дома и курьерских служб доставки. Зачем ездить за покупками каждую неделю, если специально обученные люди соберут вам ваш пакет продуктов и доставят в удобное время прямо домой. При этом сделают это дешевле, ведь больше не надо тратить деньги на персонал зала, аренду дорогого торгового оборудования и красивые полки. Достаточно иметь склад и логистику. А то, что забыли купить во время еженедельной закупки, всегда можно взять в магазине у дома. Кстати, в эту нишу уже давно пытаются идти многие крупные ретейлеры. В России у них это получается лучше, в Казахстане пока попытки идти в формат «магазинов у дома» не так успешны.
Пятый тренд — глобализация отступает. Падение мировой торговли в 2020 году, по разным оценкам, составило от 8 до 15%, при этом тренд на сокращение пока сохранится и в этом году. В условиях пандемии каждый в первую очередь думает о себе и обеспечивает себя. Произошли процессы так называемой «национализации экономик», и здесь Казахстану стоит очень серьезно задуматься о собственном защищенном будущем, ведь мы импортозависимая экономика. Условия, когда без импорта нам просто будет нечего кушать, недопустимы, а значит — отход от этой модели в сторону собственного производства, способного полностью насытить внутренний рынок, будет с нами в ближайшие годы.