Продавать онлайн — это амбициозная цель для казахстанского ремесленника, считает руководитель Центра ремесленников Qazaq-Oner Айгуль Жансерикова. И в интернет-торговле изделий ручной работы есть важный нюанс: магазин в Сети будет успешным тогда, когда налажена продажа товаров в офлайн—магазине.
На сегодня офлайн — магазин Центра ремесленников обеспечивает продажу продукции на 50 — 60 млн тенге в год. Утроить сумму до 150 млн тенге в год, как надеется руководитель Qazaq-Oner, должен разрабатываемый в настоящее время онлайн—магазин.
«Центр разрабатывает сайт, на „полках“ которого будут представлены изделия отечественных мастеров. Пока он не функционирует на продажу, но содержит информацию по категориям изделий и их ориентировочной стоимости. Первоначальные инвестиции составили около 600 тыс. тенге. Но так как сайт все еще на стадии разработки, то думаем, что общая сумма инвестиций составит не менее 1,5 млн тенге», — говорит Айгуль Жансерикова.
Полноценно сайт будет функционировать, ориентировочно, с начала 2022 года. Он станет первой в Казахстане республиканской площадкой, которая будет продавать изделия ручной работы онлайн. При этом важными условиями полноценной работы сайта являются налаженная логистика, наличие квалифицированных специалистов по продажам и сформированный продающий дизайн.
«Если нас кто-то опередит, мы будем рады. Одна из главных целей онлайн — магазина Центра — это не только увеличение объемов продаж и прибыли, но и возможность запуска собственных ремесленных брендов казахстанских мастеров. Сам Qazaq — Oner должен стать „зонтичным“ брендом для всех нас», — поделилась планами с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz руководитель Центра ремесленников.
Пока в Казахстане нет онлайн — магазина для реализации работ ремесленников, интернет — площадкой для продаж являются их личные страницы в социальных сетях. Некоторые мастера даже могут похвастать доходами до 65 млн тенге в год. Спросом пользуются, например, лоскутные одеяла и обучающие курсы по их шитью. Мода на них растет вместе с интересом на национальные или этнические изделия и сувениры.
«В какой — то момент Instagram стал личным онлайн — магазином для продаж собственных құрақ көрпе и обучающих курсов, — объяснила переход на онлайн-продажи ремесленница по курак корпе Гульмира Уалихан. — Конечно, заинтересовать аудиторию фотографиями, сделанные на телефон и незавлекающими текстами, сложно. Поэтому, когда пришло осознание, что онлайн-продвижение поможет развивать собственный бизнес, я стала искать информацию по продажам в интернете».
При этом цена себестоимости изделия, выставленного на продажу, формируется из трех частей. Первая — 35%-40% — это стоимость сырья, далее 35% — это работа мастера и 30% — затраты на курьерскую доставку, аренду, упаковку, фотосессию, налоги и другое.
Быстро и легко перейти на онлайн — продажи получается не у всех ремесленников, делится своими наблюдениями председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Для многих мастеров единственным способом продаж все еще остаются ярмарки, городские фестивали и корпоративные заказы. В свою очередь электронная торговля предполагает и соответствие товаров требованиям по соблюдению норм прав потребителей. По мнению главы Союза, к продаже ремесленных изделий через онлайн — магазины в стране не готовы ни мастера, ни рынок в целом.
«Вопросы стоят, например, к сертификации товара или прописанных к ним требованиях. Без соответствия определенным нормам качества, например, нельзя выйти ни на международные, ни на отечественные маркетплейсы. Существуют и проблемы с качеством почтовых услуг как при доставке заказов внутри Казахстана, так и за границу. Кроме того, нет налаженной системы платежей для переводов от зарубежных заказчиков и нет отработанной системы возврата товара. Основная масса заказов приходит от тех, кто уже сотрудничал с мастером или рекомендованы по „сарафанному“ радио», — считает Айжан Беккулова.
«Не спорю, что продажа ремесленного товара в Казахстане — это отдельный вид искусства. Но внутри Казахстана наладить продажу товара, в том числе и ее доставку, не сложно. Если изделие было сделано на заказ, то стоимость доставки включена в общую цену. Если нет, то она обговаривается с покупателем заранее. Благо в Казахстане на сегодня работает много курьерских компаний и в последнее время неплохо наладила работу и „Казпочта“. Крупногабаритные заказы, например, приданное для невесты, мы доставляем через „Казпочту“», — делится в свою очередь Гульмира Уалихан.
В крайнем случае, уточняет мастерица, если доставка срочная, а у заказчика нет лишних средств, то она возможна через поезда. То есть варианты, как отечественному заказчику получить товар есть. Но на сегодня существует проблема с отправкой международных заказов. Спрос у зарубежных покупателей на изделия даже за более высокую, чем на внутреннем рынке стоимость, на сегодня только растет. Но вот гарантировать своевременное их прибытие и сохранность товарного вида отечественные ремесленники им не могут.
«Чтобы говорить о полноценной онлайн — торговле, надо создать полноценное реальное производство. То есть нужны мастерские и площади под них, работающая система приема платежей и переводов, налаженная бесперебойная логистическая система и, наконец, современный и понятный сайт-магазин. Вся поддержка ремесленников в Казахстане — разовая. Это проведение фестиваля или ярмарки. В стране нужна программа развития ремесленного искусства как полноценного вида МСБ», — добавила Айжан Беккулова.
В Узбекистане работает государственная система поддержки ремесленников, приводит в качестве примера глава казахстанского Союза ремесленников. Чтобы поддержать своих мастеров в период коронакризиса, специально созданная комиссия организовала резервный закуп изделий ремесленников со всего Узбекистана и параллельно провела обучающие семинары по дизайну и улучшению качества продукции. Кроме того, они выделили из 30 видов 19 наименований продукции для экспорта и продают закупленные изделия через специально созданный неправительственной организацией сайт. На сегодня в Узбекистане поддерживают мастеров по таким направлениям, как керамика, производство шелка, шерстяных и шелковых ковров и резьба по дереву.
«За полтора года в Казахстане многие ремесленники, кто не смог переориентировался на онлайн-продажи, перепрофилировались. Например, мастера, которые изготавливали музыкальные инструменты, пытаются делать мебель. Или рукодельницы шьют изделия из сырья, которое осталось у них в закромах», — поделилась глава Союза ремесленников.